В бас. Вятки есть несколько речек с основой инд-: р. Индик (вар. Индика, пр. пр. Немды, лев. пр. Вятки), р. Инд (Яранский р-н, вероятно, лев. пр. Уртмы, лев. пр. Ярани, лев. пр. Пижмы, пр. пр. Вятки), р. Индыгойка (по Списку 1876 в Уржумском уезде; вар. Индыгайка). На р. Индике, кроме с. Арского, о котором мы уже говорили, был починок Индеево. Все эти названия, конечно, не от индийцев, даже если предположить, что их предки обитали когда-то в этих краях: арии тогда не назывались индийцами. И не от того же корня, что и река Инд: Инд от синдху «река», др.-перс. Хинду; в русский это название попало через один из западноевропейских языков, в которых нет звука х.

Но в Европе существовали и какие-то другие «инды». Римский географ Потрей Мели (I в. до н.э.) на своей карте показал восточнее Северного моря «Индийский океан». Очевидно, что так он назвал Балтийское море. Кай Плиний Старший сообщал, что в 58 г. н.э. к северному побережью Германии буря прибила несколько купцов-«индов». По мнению С.Э. Цветкова (78, с. 26), это были венеты (винды). От себя добавлю, что в такой искаженной форме этот этноним мог появиться у римлян при греческом посредстве (в древнегреческом не было звука в).

Но если Цветков прав, то, значит, наши реки назвали «не в их честь», поскольку у обитавших на Вятке народов звук в был в ходу и они не могли так исказить этноним венеты. Более того, у главной реки региона – Вятки – та же по происхождению основа, что и у этого этнонима: vęt- или vęd-. И тут звук в сохранился. Итак, сделаем вывод, что, если и были на Вятке загадочные инды, это не венеты. А может, основа инд имеет вовсе не этнонимическое происхождение, а названные топонимы происходят от балтийского апеллятива (ср. лтш. indīga «ядовитая»).

Общепризнано, что название Сибири происходит от тюркского племенного имени савиров (сабиров, сабеиров, суваров). Племена под этим именем входили в гуннский союз, затем обосновались на Северном Кавказе, вошли в состав Хазарского каганата. Часть из них вместе с союзными булгарами отошла на Среднюю Волгу. Вторая столица Булгарии называлась Сувар.

Но в Кировской области есть две деревни с названием Сибирь. С чего бы это называть деревни Сибирью? Может быть они названы, как и большая Сибирь, от этнического имени сабиров? На эту мысль наталкивает и топонимическое окружение этих ойконимов. Одна деревня, в Унинском р-не, — рядом с дер. Астрахань. А это имя или от г. Астрахань, тюркского по происхождению, или от тюркского же слова тархан.

Другая дер. Сибирь в Кирово-Чепецком р-не, недалеко от г. Кирова. Рядом дер. Сарбаи. Не искаженное ли это (посредством метатезы) сабиры?

В Списке 1876 есть дер. Пургасы Вятского уезда – на р. М. Просница (N1710). Но в Лаврентьевской летописи под 1377 г. (л. 156) упоминается пургасова русь, этническая группа древнерусского населения в составе мордвы. В дальнейшем она полностью или частично была ассимилирована мордвой. По мнению этнографов, к пургасовой руси восходит современная этническая группа мордвы – шокша (Мокшин Н.Ф. 37. С. 64-74), которая сохранила, например, в традиционной одежде как мордовские, так и древнерусские элементы. На территории шокши, в пограничном районе Мордовии и Рязанской обл., расположено с. Пургасово. А на территории Кировской обл. есть и дер. Шокшата (Советский р-н).

В летописное время в южной части бас. С. Двины обитала заволочская чудь. Современные топонимисты связывают с этим этносом ареал гидронимов с окончанием на -юг, который охватывает бассейн р. Юг, одной из составляющих С. Двины, и прилегающий район бас. Вятки. С другой стороны, в справочнике «Кировская область. Административно-территориальное устройство» (93) есть 3 населенных пункта с основой чуд-. Конечно, можно предположить, что они названы так от прозвищного имени (например, *Чудало или *Чудин). Но обратим внимание, что указанные ойконимы полностью укладываются в обозначенный выше ареал (дер. Чудалово Опаринского р-на, дер. Чудиновцы Мурашинского р-на и с. Чудиново на севере Орловского р-на), а за пределами этого ареала не встречаются. Т.о. с большой степенью достоверности можно считать, что названия этих населенных пунктов произошли именно от этнонима чудь. Исходя из «принципа относительной негативности», мы должны предположить, что эти населенные пункты получали свои нынешние названия тогда, когда большая часть чуди была уже ассимилирована русскими либо, как говорится в преданиях, «ушла под землю», а эти села оставались островками аборигенного населения.