Топонимы могут нести в себе названия не только современных, но и древних этносов, исчезнувших «аки обре» или преобразившихся в ныне живущие народы. В одних случаях это могут быть названия народов, встречавшиеся когда-либо в древней литературе, но могут быть и этнонимы, воссозданные только по названиям географических объектов. Приведем примеры.

Арс

Выше мы уже говорили об упоминавшихся в средневековой арабской литературе городе Арс и стране Арсанийи, имевшей своего «царя». Судя по контексту, речь шла о субэтносе, наряду с киевлянами и словенами. В русских летописях говорится об «арских князьях» и «Арской земле» в связи с Вяткой. В 1379 г. вятчане «ходиша ратью в Арьскую землю и избиша разбойников ушкуиников» (46. С. 201). Под 1489 годом арские князья попали в летописи уже как союзники вятчан в борьбе с Москвой (см. выше). В грамоте 1542 г. (или 1546) упоминаются арские татары: «… У слобожан в станех в Чисте и в Верховине арские татарове и отяки и чювашане деревни покинули тяглые…» (15).

Имеется ли связь между городом Арс X в. и Арской землей XIV в.? Решение вопроса осложняется тем, что неясна основа в слове Арский: арс или ар с суффиксом с: от чув. ar, тат. ary «удмурт» (М. Фасмер) или и.-е. ar «пахарь», арий «благородный», арий этноним.

Рассмотрим данные топонимики. В XV в. Казанское ханство в представлении москвитян делилась на три части: горная сторона (правобережье Волги), арская сторона (междуречье Волги и Вятки) и луговая сторона (остальное левобережье Волги). В описаниях похода Ивана Грозного на Казань упоминаются Арское поле у Казани, Арские леса, Арские ворота казанского кремля, г. Арск (Арьск), летняя резиденция казанских ханов. В современной топонимии остался г. Арск, севернее – р. Арсабка (XIX в. – Арсаба, лев. пр. Уржумки, пр. пр. Вятки), еще севернее, в левобережье Вятки – с. Арское (совр. Немский р-н Кировской обл.). В Списке 1876 отмечено займище Арсуха Котельнического уезда (правобережье Вятки, 120 км к западу от с. Арское). (Гидроним Арсаба может быть этимологизирован как «арская река», где аб «река» во многих иранских наречиях; ср. р. Мургаб и мн. др.) Я обследовал весь имеющийся в моем распоряжении картографический материал: на территории России удалось обнаружить еще только один топоним с основой арс. Это дер. Арсаки Александровского р-на Владимирской обл. Таким образом, если исключить этот последний топоним как случайный, можно констатировать, что топонимы с основой арс локализованы на территории между Казанью и Средней Вяткой, 120 км в параллельном и 170 км в меридианном направлении. Топонимы с основой ар встречаются в других регионах, например, на севере Башкирии (400 км восточнее): рр. Арей и Ар, сс. Ариево и Арово и т.п., а на Вятке и на «арской стороне» Татарии отсутствуют. Невозможно предположить, что жители этой местности имели такую любовь к суффиксу с, что без него основу ар не употребляли, значит, основа топонимов на казанско-вятской территории все-таки – арс, почти буквально совпадающая с субэтнонимом, указанным арабскими авторами (с вероятным переходом s>th или наоборот).

Противоречит этому фраза из летописи «а арян к роте приведоша», в которой слово аряне приведено вроде бы с основой ар. Мне известен лишь единичный случай употребления этого слова со значением этноса или подданства арским князьям. Если это так, то он легко объясним исторической традицией русского словообразования. Русские того времени зачастую воспринимали иноязычные концы собственных имен как русские суффиксы, заменяя их при образовании, например, названий групп населения от топонимов: ср. вологжане от Вологда, вычегжане от Вычегда – так же, как они поступали и с русскими суффиксами, например, вятчане от Вятка. К тому же, судя по единичному употреблению слова аряне с такой семантикой, летописцу, возможно, было неизвестно принятое в местной среде название подданных арских князей (и мы не знаем его), и он применил слово, хорошо известное среди клира в значении «приверженец арианской ереси».

Кто же такие были эти «аряне» (или «арсуки»? или «арсы»?)? Арабы в X в. твердо считали их русами, правда, они различали русов и славян («сакалиба»), но это другой вопрос. В то время жители Арса были, по свидетельству арабов, язычниками. В XV в. арские князья были не христианами (скорее всего, мусульманами). В XVI в. говорится об арских татарах. Как все это совместить?

Тут нет ничего экстраординарного. В X в. верхушка Арса могла быть русской (в тогдашнем понимании этого этнонима). Заметим, что славяне составляли значительную часть населения Камской Булгарии (арабы называли булгарского хана «царем булгар и славян»). Булгарский хан принял мусульманство в 922 г.; под влиянием Булгарии мусульманство могли принять и соседние правители, а затем и подвластные им народы. Напомню, что отношения населения Вятки с основной Русью в это время были прерваны. С конца XIV в. на Вятку стало проникать христианство; оно было более благосклонно принято, т. к. основная масса населения Вятки оставалась в то время языческой, но с православной Русью его связывало языковое родство, в отличие от тюркоязычной Булгарии. Те же, кто оставался мусульманином, идеологически тяготел к Булгарии, а потом к Казани. Наверняка в бурном XIII в. из пределов Булгарии на север потянулись беженцы. Куда же им пойти, как не к своим единоверцам – под крыло арского «царя». Таким образом, среди мусульман Арса возобладал тюркский язык. Вот откуда и взялись «арские татарове», а татарами в то время называли тюрок-мусульман, в отличие от тюрок-православных и язычников (кряшен и чувашей). По-видимому, есть основания считать (а это общепризнанная точка зрения), что каринские татары и есть потомки подданных арских князей (конечно, не все потомки, а только те, кто остался верен мусульманству и воспринял или сохранил тюркский язык). Заметим, кстати, что основа субэтнического определения каринский из скифского (иранского) кар «город, крепость» через сарматский и/или булгарский язык. Так могли называть и город Арс его жители – просто «город».

Каково же происхождение этнонима арс? Скорее всего, его принесли на Вятку потомки сарматов, одно из племенных объединений которых греческие авторы (Страбон, Птолемей, Плиний и Тацит) называли αορσοι. По мнению В.Ф. Миллера, это имя может быть выведено из иранского ors или uors «белый» (35б).

Некоторые исследователи предполагают, что этим же именем (арси) называлась одна из ветвей тохаров, которая известна под китайским именем йю-ки (Вернадский Г.В. 8. С.101). Отметим, что йю-ки переселились в Западный Китай из Восточной Европы в середине I тысячелетия н. э. Возможно, они смешались с сарматами, от которых и восприняли этноним. Впрочем, сам Вернадский признает, что проблема имени арси очень запутана (8, с. 389).

Еще одно упоминание этнонима арс известно в связи с Хазарией. В X в. арсийцы составляли хазарскую гвардию (Бартольд В.В. 5. С. 829). Известно, что эти гвардейцы были мусульманами. Правда, неясно, были это выходцы из Арса или просто потомки аорсов, сохранившие свой этноним где-либо в другом месте.

Безусловно, «арская» проблема требует дальнейшей проработки, в первую очередь, с привлечением казанских источников и уточнением арабских.